+7 (495) 147-04-32
Главная
/
Блог
/
Бизнесу
/
Как проводить CustDev интервью

CustDev: как проводить глубинное интервью и создать нужный продукт с первого раза

Как проводить CustDev интервью

Многие продукты проваливаются не потому, что сделаны плохо — а потому, что не решают конкретной проблемы пользователя. Команда что-то разработала, вложила время, ресурсы, запустила... а рынок молчит. Почему? Потому что никто не проверил — а нужно ли это вообще кому-то?

Подход Customer Development (CustDev) — это способ избежать такой ошибки. Вместо оперативного погружения в разработку, сначала изучают потребности будущих клиентов. Надо узнать с какими трудностями они сталкиваются, что их не устраивает в текущих решениях, за что они действительно готовы платить. И только после этого начинается работа над продуктом.

Что это такое CustDev и зачем он нужен?

CustDev (сокращение от Customer Development) или просто кастдев — это способ узнать, что на самом деле нужно пользователям, прежде чем тратить время и деньги на разработку продукта.

Вместо того чтобы сначала придумать идею, запустить её и только потом проверить, будет ли она кому-то полезна, кастдев предлагает другой путь: сначала — понять людей и их задачи, а уже потом — делать под них решение.

CustDev помогает:

  • проверить, существует ли настоящая проблема, которую вы хотите решить;
     

  • понять, как люди решают её сейчас;
     

  • узнать, что им неудобно, чего не хватает и за что они готовы платить.
     

То есть кастдев — это простыми словами разговор с будущими пользователями, чтобы сделать нужный продукт.

Никакие таблицы, CJM (путь клиента), фреймворки и догадки не заменят настоящего разговора с людьми. Когда мы работаем над продуктом в изоляции, мы смотрим на мир сквозь призму собственных гипотез — а значит, рискуем построить решение для сферического «пользователя в вакууме».
 

Поэтому важнейшая часть CustDev — это выход за пределы «информационного пузыря», когда можно взглянуть на продукт глазами клиентов и услышать истории, боли, ожидания.

Что даёт честный разговор с пользователем?

Как проводить CustDev интервью

Как проводить CustDev, чтобы это помогло продукту?

Интервью с пользователями как способ выйти из продуктовой слепоты и увидеть то, чего не хватает вашему будущему клиенту. Вот как можно проводить кастдев осмысленно.
1

Готовим почву: зачем и с кем будем говорить

Что мы хотим выяснить и какую гипотезу о поведении, проблеме или мотивации мы проверяем? Нужно понять вот эти моменты: «Пользователи действительно тратят деньги на это?» или «Им действительно неудобно в этом моменте?»
 

Дальше — определить, с кем необходимо поговорить. Например, если продукт для фрилансеров, то брать в респонденты руководителей среднего звена точно не рационально. От попадания в аудиторию зависит ценность ответа.
 

Перед самим интервью:


— наметить темы и ориентиры, а не только список вопросов;


— продумать план Б (что спросить, если пользователь уйдёт в сторону);


— разбить беседу на логические блоки (лёгкое знакомство, основная часть, финал с подведением итогов).

2

Ведение диалога

Начинать лучше с простого и человеческого. Люди раскрываются, когда чувствуют доверие. Тут можно объяснить, зачем проводится интервью и как мнение опрошенного поможет сделать что-то полезное.


Во время разговора:

— не маскироваться под эксперта — говорить просто, без терминов;
 

— задавать открытые вопросы: не «Вам удобно?» (ответ: да/нет), а «Расскажите, как вы обычно…»;
 

— лучше всего работают вопросы про опыт: «Когда вы в последний раз…», «Что в этом было неудобно?», «Почему решили так поступить?»;
 

— слушать больше, чем говорить, давать паузы, не перебивать;
 

Главное — быть гибким, если выясняется, что настоящая проблема не та, на которую вы рассчитывали, это далеко не провал, а даже подарок.
3

Итоги CustDev интервью

Вернутся к своим гипотезам и честно ответить: что подтвердилось, а что — нет?


Оформить всё в короткие заметки, табличку или карту инсайтов — это рабочий материал.

Проведение кастдев-интервью — это ресурсозатратная задача. Раньше для этого использовали бумажные анкеты, диктофоны, ручные заметки и часы ручного анализа. Сейчас всё значительно проще благодаря цифровым инструментам.
 

Например, умный ассистент для управления коммуникациями помогает автоматизировать значительную часть этой работы. ИИ-агент подключается к звонку, распознаёт речь, извлекает ключевые фрагменты. Вся информация автоматически структурируется в виде графа знаний, где легко найти нужный фрагмент диалога, проверить гипотезу или собрать аргументы для дальнейших решений.

Как проводить CustDev, чтобы разговор был живым и полезным?

Принцип

Что это значит

Почему это важно

Один вопрос за раз

Формулируйте коротко, без двойного смысла

Упрощает восприятие и помогает фокусироваться на сути

Вопрос о действиях

Вместо «А стали бы вы…» — «Как вы делали это в последний раз?»

Люди редко предсказывают поведение точно, но помнят реальные шаги

Замечайте невербальные сигналы

Следите за мимикой, паузами, сбивчивостью речи

Это помогает понять, где пользователь испытывает настоящие эмоции

Уважайте жизненный опыт собеседника

Он не обязан знать UX-термины, но он знает, как живёт

Такой подход помогает построить диалог на равных и услышать главное

Будьте по-детски любопытны

Не бойтесь простых и наивных вопросов

Это даёт шанс докопаться до сути и понять детали, которые другие упускают

Типичные ошибки, которые сводят CustDev к формальности

К сожалению, даже хорошо задуманный процесс можно легко испортить. Вот что часто идёт не так:

  • Интервью ради галочки. Вы поговорили, но не поняли, что с этим делать. Польза — нулевая.
     

  • Наводящие формулировки. «Вам же было неудобно, правда?» — такой вопрос проще проигнорировать, чем ответить честно.
     

  • Нет фиксации данных. Через пару часов всё забудется, особенно если вы не делали заметок или не записали разговор.
     

  • Слепая вера в свои гипотезы. Интервью используется только как инструмент подтверждения, а не понимания.
     

  • Нежелание поворачивать. Даже если всё указывает на то, что вы выбрали не ту проблему или не ту аудиторию — продолжаете идти прежним путём.

 

Кастдев помогает избавиться от иллюзий и посмотреть на идею под углом существующих потребностей. Команда LighTech поможет бизнесу внедрить CustDev подход на практике и пересобрать продуктовые гипотезы, чтобы запустить востребованное решение.

А если нужно выстроить реализацию проекта под ключ — подключим проектный менеджмент, где спланируем цели, этапы, команду и обеспечим полный контроль за ходом работ.

Частые вопросы

Чем CustDev отличается от обычного опроса или фокус-группы?
Как подготовиться к CustDev интервью?
Какие вопросы лучше задавать во время CustDev интервью?
Сколько кастдев интервью нужно провести для получения полезных данных?

Поделиться

Обсудить проект с командой LighTech

Забронировать встречу

Примеры реализации проектов

Обсудить проект
Имя
Связаться
Сообщение
Прикрепить файл +
Запрос на получение файлов
Имя
Отправить файлы
Сообщение
Спасибо!
Ваша заявка отправлена
После обработки наш менеджер свяжется с вами