Бывают ситуации, когда разработка уже стартовала, бюджет распределён, а по итогу — сроки сдвинулись и результат проекта не тот что ожидали. В большинстве таких случаев корень проблемы лежит в техническом задании. Точнее, в его отсутствии или слишком общем, размытом содержании.
Техническое задание (ТЗ) на создание приложения или сайта — это как якорь в проекте, который помогает избежать двусмысленностей и подстраховывает в спорах.
Проще говоря, ТЗ на создание сайта и приложения — это разговор между заказчиком и проектировщиком, только зафиксированный на бумаге. Техническое задание помогает обеим сторонам точно понимать: кто, что, когда и за какие деньги делает. И если одна из сторон захочет в процессе «переиграть» — будет на что опереться.
Объём ТЗ может быть любым. Кому-то хватает одной страницы, а где-то и 50 не предел. Главное — чтобы оно было понятным.
Представьте, что вы заказали печать наружного баннера. Макет выглядел отлично на экране: яркий, четкий, с идеальной версткой. Но при печати оказалось, что логотип размытый, шрифт едва читается, а картинка растянута. Почему так произошло? Потому что не указали технические параметры: размеры в сантиметрах, разрешение (dpi), зоны обрезки.
В разработке всё работает по тому же принципу. Можно вдохновиться успешным продуктом, собрать команду и запустить процесс. Но если не зафиксировать детали — тип авторизации, бизнес-логику, поведение элементов, платформы — в какой-то момент «поедут» сроки, бюджет и даже сама суть проекта.
Техническое задание — это как макет в реальных размерах. Оно позволяет увидеть проект до того, как он начнёт жить своей жизнью — с багами, доработками и растущим бюджетом.
В ТЗ можно увидеть: зачем проект делается, для кого, с какими ограничениями и условиями, какими силами и технологиями и что должно получиться в финале.
Без этого документа можно долго обсуждать «красиво / некрасиво» — но так и не построить ничего работающего.
Раздел ТЗ | Что включить | Зачем это нужно |
Обзор клиента | Кто заказчик, чем занимается, отрасль, особенности бизнеса | Помогает понять контекст проекта и глубже вникнуть в ценности бренда |
Область работ | Что именно делается: редизайн, с нуля, интерфейс, функционал | Чтобы избежать «размытого» объёма и постоянного расширения задач |
Целевая аудитория | Возраст, пол, интересы, где обитают, знакомы ли с брендом, какие боли решают | Чтобы делать продукт для людей |
Конкуренты | Кто есть на рынке, чем отличается продукт, SWOT-анализ | Даёт понимание, как выделиться, а также помогает найти пробелы на рынке |
Цели проекта | Что хотим достичь: повысить конверсию, упростить UX, расширить охват | Все решения должны проверяться на соответствие этим целям |
Инвентаризация | Логотип, шрифты, цвета, гайды, брендбук, уже существующие материалы | Чтобы не тратить время на то, что уже есть, и не идти вразрез с текущим стилем |
Сроки | Даты по этапам: прототип, макет, тест, запуск | Помогает управлять ожиданиями и планировать ресурсную загрузку |
Бюджет | Смета по этапам, количество правок, платные доп. работы, резерв | Убирает «сюрпризы» по ходу проекта и снижает риски конфликтов |
Краткий итог | Страница с выжимкой по всем пунктам | Удобно для согласования, финального утверждения и как навигатор в процессе |
На первый взгляд — запрос разумный. Если есть референс, значит, можно быстро прикинуть объём и бюджет. Но на практике всё совсем не так.
Большие сервисы — это сложные системы, где многое связано, например, бизнес-логика, монетизация и поведение пользователя. Даже в знакомом интерфейсе есть десятки решений, которые не видны на поверхности:
Как устроена регистрация? Через почту, соцсети или по номеру телефона?
Как работает личный кабинет? Там есть уведомления, фильтры, история действий?
Какие модели монетизации заложены? Подписка, разовые платежи, комиссия?
Есть ли админка? А модерация? А система аналитики?
Какой стек технологий будем использовать?
Будет ли адаптив или нативное мобильное приложение?
Каждый из этих пунктов влияет на архитектуру, сроки и стоимость. А ещё — на успех проекта в целом.
Один из главных мифов: если у конкурента интерфейс выглядит просто, значит, и разработка будет простой. На самом деле это результат сложной работы: анализа, точной настройки и хорошо проработанного технического задания.
Обычно техническое задание на разработку создаётся совместными усилиями клиента и исполнителя. Чем активнее участвует заказчик на старте, тем выше точность финального документа.
Если вы хотите сэкономить время и сразу получить качественное ТЗ на сайт или приложение, подходящее для всей команды, то у нас есть услуга по созданию технического задания. А если вам нужна еще и реализация проекта, то мы можем разработать ПО на заказ.
Приведем основные вопросы для формирования понятной документации к продукту:
Какой результат вы хотите получить?
Какая специфика у бизнеса или сферы?
Как планируется монетизация?
Каким бюджетом и сроками вы располагаете?
Какие платформы приоритетны?
Кто будет внедрять и сопровождать продукт?
Самостоятельно написать ТЗ на создание сайта может заказчик, если проект очень простой, есть опыт в разработке и полное доверие команде. В остальных случаях — лучше привлечь специалистов.
Обычно в составлении ТЗ участвуют:
Маркетолог — анализирует ЦА и ставит бизнес-цели.
Дизайнер — формулирует требования к интерфейсу.
Разработчик — описывает архитектуру, API, ограничения.
Технический писатель — собирает всё в единый, понятный документ.
Если собирать такую команду из независимых специалистов, то это долго и дорого. Удобнее делегировать задачу подрядчику.
Без ТЗ на сайт или приложение проект работает как сломанный телефон. То есть команда действует на основе предположений, а не фактов. Кто-то представляет интерфейс по одному, кто-то — по-другому. Разработчики закладывают одну логику, дизайнеры рисуют другую, а заказчик в итоге получает не то, что ожидал.
Можно придумать тысячу причин, зачем нужно ТЗ, но есть две главные. Первое — это про эффективность, чтобы команда точно понимала, что делать, и не теряла время на догадки. Второе — это ориентир, который помогает держать фокус и не сбиться с курса, даже если проект со временем усложняется.